№100 (165), 24 декабря 2014 г.

10 сентября 2014 г.

Центральный железнодорожный вокзал (Вокзальная площадь, 1)

Станция Киев-Пассажирский на нынешнем месте открылась в 1870 году. До этого поезда в Киев из северных городов Российской империи доезжали лишь до Днепра (на левом берегу) и пассажирам приходилось ещё добираться до города. Средняя скорость поездов в то время составляла всего 20 км/час, а вокзал обслуживал всего семь поездов в сутки.
В 1877 году первый вокзал пострадал от пожара. Возникла необходимость реконструкции, в том числе и в связи с возраставшим транспортным потоком, но из-за отсутствия финансирования работы по строительству нового вокзала никак не начинались.
 \

Только в 1907 году были выделены деньги, но лишь на временный деревянный вокзал.
Фундамент же нового большого вокзала был заложен в 1914 году, но его строительству помешали бурные события Первой мировой и борьбы за власть. Только во второй половине 1920-х вернулись к задумке о вокзале, но новая власть категорически отказалась использовать старые «царские» проекты.
Нынешнее здание Центрального вокзала было построено в 1927–1932 гг. Во время Второй Мировой войны сооружение выстояло даже после попытки его взорвать. В 1945–1949 годах проведено восстановление вокзала. Конкорс (переход) над перронами был сооружен в конце 1960-х. А в конце 1970-х была проведена реконструкция главного вестюбиля.
В 2001 году было открыто современное здание Южного вокзала. Следует обратить внимание, что Центральный и Южный вокзалы – название сооружений одного и того же железнодорожного вокзала, единственного в Киеве, который обслуживает поезда дальнего следования.

Вокзал Киев-пасс. относится к Юго-Западной железной дороге (её название осталось со времен СССР, фактически же ЮЗЖД находится на севере Украины).

Недалеко от Центрального вокзала расположен вход на станцию метро «Вокзальная» (красная линия Киевского метрополитена) – утром пропуск пассажиров начинается в 05:45, закрывается станция в 00:16.


Киев-Пассажирский: история вокзала
1868–1870 В долине реки Лыбедь (теперь – Вокзальная площадь) на месте «солдатских и жандармских городов» сооружена станция Киево-Балтской железной дороги и первый Киевский вокзал (ныне-вокзальный комплекс Киев-Пассажирский) по проекту архитектора М. В. Вишневского – это был двухэтажный каменный дом в стиле древнеанглийской готики.
 1870 Закончено строительство Киево-Балтской и Киево-Курской железных дорог. Этот же год положил начало Юго-Западным железным дорогам. Длина первой железной дороги составляла 428 км., скорость была небольшой - около 20 км/ч.
 1870 Семь курьерских почтовых и товарно-пассажирских поездов с вагонами I, II, III классов каждый день принимал и отправлял в обратном направлении изысканный павильон вокзала. За первые полгода было перевезено около 25 тыс. пассажиров.
1877 11 августа вокзал сильно пострадал от пожара, который возник по неизвестной причине, и требовал ремонта и реконструкции.
В Управлении Юго-Западных железных дорог был разработан проект перестройки Киевского узла. Товарная станция была перенесена на значительное расстояние от станции Киев-1 того времени, на территории которой остались мастерские, депо, материальные составы и возник новый вокзал. Станция Киев-1 служила конечным пунктом и линий Юго-Западных железных дорог и Общества Киево-Воронежско-Московськой железной дороги, где было насыщенное пассажирское движение. Поэтому проект был выполнен по типу двух конечных тупиковых вокзалов, соединенных вместе в виде буквы Н. В проекте был использован принцип деления пассажиров по прибытию и отправлению. Багаж транспортировался через специальные туннели, которые были расположены ниже уровня пола здания, и подавался на платформы механическими подъемниками.

1907 Должны были начаться работы по строительству вокзала по новому проекту, однако кредит был дан только на строительство временного помещения для пассажиров.
 1908 Строительство временного вокзала завершено – одноэтажное деревянное здание было рассчитано на трехлетнее использование, но эксплуатировалось почти четверть века.
 1913 Пропускная способность Киевского узла – 25 поездов дальнего маршрута и 17 пригородных.
 1913 Принят к выполнению новый проект вокзала, разработанный известным петербургским архитектором Владимиром Щуко. В проекте предполагалось, что поезда далекого соединения всех четырех направлений и пригородного Восточного направления принимаются и отправляются с северных колей, расположенных параллельно с длинной осью здания вокзала. Пригородные же поезда Западного направления - из западных тупиковых колей, расположенных к западу от вокзала.


Первоначальный утвержденный вариант вокзала архитектора Щуко (фото из публикации в «Газете по-киевски»)
 1913 9 апреля началась разборка старого (первоначального) здания вокзала.
 1914 Заложен фундамент нового вокзала, но дальнейшим работам воспрепятствовала война.
 1916 Несмотря на войну, работа по проектированию вокзала продолжалась – новая задумка архитектора Щуко напоминала дворец в стиле барокко.


Окончательный вариант вокзала по проекту 1916 года (фото из публикации в «Газете по-киевски»)
 1925 Уже при советской власти началась разработка новой схемы Киевского железнодорожного узла, снова был составлен план строительства вокзала, но роскошный проект архитектора Щуко по понятным советским причинам не имел шансов на реализацию, поэтому был объявлен конкурс на новый проект вокзала.


Один из проектов, представленных на конкурс в 1925 году (фото из публикации в «Газете по-киевски»)
 1927 Начато строительство вокзала по техническому проекту, разработанным Управлением Юго-Западных железных дорог, и по проекту фасада, разработанным профессором архитектуры О.М. Вербицким и архитектором П.Ф. Алешиным.
 1932 Началась эксплуатация нового вокзала, сооруженного в стиле украинского барокко с элементами конструктивизма.
 1941–1944 В период Второй мировой войны Киевский вокзал испытал определенные разрушения. Фашисты старались подорвать его в подвальной части, но арматура скрутилась в спираль, и здание выстояло.
 1945–1949 По проекту, разработанным под руководством архитектора Г.Ф. Домашенка, вокзал был восстановлен.
 1955 Открытие подземного перехода, связывающего Вокзальную площадь с вокзалом и платформами.
 1967–1969 Сооружены накрытия над первым перроном длиной 400 м, шириной 13 м, и зал-галерея (конкорс) шириной 24 м и длиной свыше 200 м, рассчитанный на 1000 лиц.
 1978–1980 Реконструкция главного вестибюля вокзала.
 2000 На общем заседании коллегии Министерства транспорта Украины и Киевской городской администрации 11 февраля приняты решения о строительстве и реконструкции основных объектов. В состав проекта вошли Центральный, Пригородный и Южный вокзалы, конкорс, Восточный и Западный туннели, церковь, паркинги, путевое развитие. В основу технологических разработок были положены требования максимального распределения пассажиропотоков отправления и прибытия без лишнего пересечения их на одном уровне.
 2001 Открытие Южного вокзала.



 *****

В 1870 г. вокзал представлял собой двухэтажное здание из желтого кирпича в стиле английской готики. Его длина - 133 метра - была немногим меньше размеров пассажирской платформы, которая тянулась на 144 метра. Для «высочайших особ» предназначались специальные, роскошно обустроенные помещения, а грязные и тесные залы ожиданий принимали пассажиров третьего, низшего класса. Какое-то время вокзал обслуживал пассажиров Курско-Киевской и Киево-Балтской дорог, но после ввода в эксплуатацию железнодорожных полотен в направлениях Киев - Полтава и Киев - Ковель перестал отвечать своим функциональным требованиям, поэтому в 1906 году первый столичный вокзал разобрали. Спустя год на этом месте было возведено временное здание - одноэтажный деревянный барак. Лишь в 1913-м утвердили проект нового вокзала, и летом 1914 начались работы, однако первая мировая война помешала строительству.
На долгое время вокзал превратился в довольно неприглядное место.

Приезжие говорили: «Надо же, такой красивый город, а вокзал — просто барак!» Помимо всего прочего, перед ним красовалась грязная булыжная площадь с извозчиками, над которой звенели крики мальчишек-продавцов: «Кому воды холодной?», «Папиросы, папиросы!»… Уже в 1927 году был объявлен закрытый конкурс на лучший проект нового вокзала, в котором участвовали известные советские зодчие: Алешин, Бекетов, Вербицкий, братья Веснины и другие. Победу одержал киевлянин А. М. Вербицкий. Условия конкурса ставились довольно необычные: фасад здания должен был выглядеть в духе конструктивизма (мода тех лет), но с учетом элементов украинского барокко. Сочетание крайне сложное, однако Вербицкий смог достойно выйти из ситуации и обрамил громадное параболическое окно вестибюля своеобразным «кокошником», в котором было нечто от митрополичьих покоев Софийского собора. Таким путем в монументальном архитектурно-художественном облике вокзала неожиданно переплелись черты украинского барокко и элементы ультрамодного конструктивизма. Фронтон центральной части здания был увенчан лепным Государственным гербом Украинской ССР. В 1932 году новый вокзал торжественно ввели в эксплуатацию, и он стал восприниматься как своего рода триумфальная арка при въезде в Киев.


«Мурка» на привокзальной

В 1943 году, при отступлении из Киева, немцы хотели было взорвать вокзал, но бетон не поддался. Только стекла повылетали да штукатурка местами закоптилась. А спустя два года торжество Победы в чудом уцелевшем здании отметили весьма оригинально: арки были заменены спаренными колоннами, параболические окна «украсили» нелепыми пилястрами, потолок расписали звездочками, а матовые плафоны заменили… метростроевскими люстрами. Но самое главное — в залах ожиданий на стенах появились картины c производственно-патриотическими сюжетами!.. Послевоенный киевский вокзал закономерно притягивал к себе бродяг, пьяниц, воров, проституток и бандитов. Когда домой стали возвращаться отцы, сыновья и братья — все, кому суждено было остаться в живых в кровопролитных битвах, — кое-кто их уже поджидал… Вот молодой лейтенант с медалями на груди тяжело опускает на землю два чемодана, в одном из которых подарки для родных, а в другом — то, что можно продать или обменять: мыло, капроновые чулки… Найти бы сразу оптовика!

И вдруг появляется такой же «служивый», в военной форме, только без погон…


- Скучаешь, кореш? С какого фронта?


- Со Второго Украинского.


- А я с Первого. Ранили в Польше. До Берлина не дошел. Может, чем помочь?


- Надо кое-что оптом продать, а я ж не торгаш…


- Понимаю. И знаю тут одного — все сразу возьмет…

Заходят в подворотню двух этажного неоштукатуренного домика. Договариваются с хозяином о цене и решают обмыть сделку. И не заметил лейтенант, как получил сзади сильный удар по голове… Очнулся: ни денег, ни чемоданов, ни документов. Когда вскоре после войны постановлением Киевского горисполкома закрыли Евбаз и начали расчищать площадь около вокзала от «рундуков» и окружающих домиков-развалюх, то не только потревожили полчища крыс, но и стали находить трупы… Хорошо помнят пожилые киевляне и лютовавшую в послевоенное время в окрестностях вокзала знаменитую банду «Черная кошка». Подойдя к входным дверям, урки мяукали, а для большей убедительности скреблись в дверь. Сердобольный хозяин открывал и наклонялся к несуществующему котенку, подставляя затылок под удар топора… Из-за особой жестокости по отношению к случайным свидетелям эту банду долго не могли раскрыть…




Ночи с эротикой и оркестром


Нет более реалистичных подмостков на свете, чем вокзал, который отражает подлинную жизнь, где сотни невольных актеров играют и комедии, и драмы, и фарс… Одно время количество ночующих на вокзале жителей Киева сравнивалось с числом транзитных пассажиров. Кто-то не хотел возвращаться домой пьяным, кто-то стремился к общению, кто-то, задержавшись в гостях, опасался далеко ехать… Круглосуточно работали буфеты с горячим чаем и кофе в граненых стаканчиках, пирожками и пряниками. (Кстати, пустую тару в них принимали круглосуточно). Распить бутылочку здесь было просто и комфортно. До поздней ночи не закрывался ресторан «Экспресс», из полуоткрытых дверей которого доносилась музыка духового оркестра. Между прочим, уже в период антиалкогольной компании вокзал был одним из немногих мест в Киеве, где доставали спиртное. С переплатой, конечно… Ну а до перестройки на вокзале можно было «оторвать» и кое-какой заморский дефицит. Дело в том, что многие вокзальные работники точно знали время прибытия международных поездов «Москва — Прага», «Москва — Берлин» и прочих. Заготовив, к примеру, «Киевский торт» или конфеты «Вечерний Киев» и договорившись с заинтересованным лицом, их можно было по-тихому обменять в вагонах-ресторанах этих поездов на красную икру, кофе, импортные конфеты, сигареты, баночное пиво… А в подвальной подсобке ресторанных грузчиков особо любопытным даже давали полистать заграничные эротические журналы, которых тогда в Союзе не было и в помине. Парикмахерская, бесплатные туалеты, обувщики, часовщики, свежая пресса, медпункт — все это создавало тогда на вокзале своеобразный замкнутый мир, где практически любой мог решить свои насущные проблемы. Думаю, многие навсегда запомнили это время.

Вокзал залізничний   
1927-1932 рр.   
Вокзальна пл.   
№193   
Рішення виконавчого комітету Київської міськради народних депутатів від 21.01.1986 № 49 пам'ятка архітектури