№100 (165), 24 декабря 2014 г.

3 ноября 2013 г.

Красный корпус Киевского национального университета

Кра́сный ко́рпус Ки́евского национа́льного университе́та и́мени Тараса Шевче́нко — главный и самый старый корпус университета, расположенный в центре Киева по улице Владимирская, 60. Является памятником архитектурного национального значения и символом отечественного фундаментального университетского образования. Заказчик — Николай I.

Здание строили в период 1837-1843 гг. Здание имеет 4 этажа и выполнено в стиле русского классицизма. Архитекторы — Викентий Иванович Беретти и его сын Александр Викентьевич Беретти. Здание получилось величественным и строгим.


Торжественная закладка здания университета состоялась 31 июля 1837 года[1]. В этот день утром была совершена торжественная литургия в Софийском соборе Филаретом, Митрополитом Киевским и Галицким с участием студентов и преподавателей Университета, а также официальных лиц города и губернии. По окончании литургии к месту назначенного для возведения здания Университета все её участники совершили Крестный ход с иконами и хоругвями по современной улице Владимирской (в то время там не было домов, как и самой улицы, а лишь заросшие сорняками поля). На месте закладки фундамента была положена медаль с годом начала строительства, камень (плинфа) с фундамента Десятинной церкви, медная табличка и три монеты: платиновая, золотая и серебряная. В честь закладки здания Университета была изготовлена специальная медаль с изображением российского императора Николая I с одной стороны и крестом в сиянии с надписью: «Во свете твоем узрим свет!» с другой
 Здание Университета представляет собой огромный замкнутый квадрат с внутренним двором, длина фасада составляет 145, 68 м. Архитектура Университета имеет монументальный характер крупного общественного здания. Когда Беретти планировал строительство корпуса, он не знал, с какой стороны здания будет проложена улица Владимирская, поэтому он сделал университетское здание презентабельным как с восточной (современный университетской фасад на улице Владимирской), так и с западной стороны (со стороны современного Ботанического сада). Особенно выразительна архитектура восточного фасада, достигающаяся контрастным противопоставлением протяженной плоскости стен мощной вертикали колонн портика, который решен в ионическом ордере на всю высоту здания.
Архитектура Университета была рассчитана на восприятие не только из прилегающих улиц, но и из отдаленных склонов Печерской возвышенности. Поэтому дом в объёмах решен очень просто, без мелких членений, ограничен в декоративном убранстве и разнообразии архитектурных деталей, каждая из которых продумана, взята решительно и в полную силу.
Решение западного фасада более пластичное, увязано с природой Ботанического сада. Композиция этого фасада построена на его расчлененности центральным и фланговыми выступлениями, которые четко отражают осевую структуру плана дома. Центральное выступление обогащено пилястровым портиком с фонтаном, а выступления на флангах - полукруглыми апсидами с трехчетвертными колоннами ионического ордера.
Боковые фасады с ризалитами на концах и скромными въездами во внутренний двор решены очень просто и служат как бы связующим звеном между восточным и западным фасадами. Фасады внутреннего парадного двора раздроблены, но архитектурно связаны между собой и с фасадами внешнего периметра здания.[2]
Также В. И. Беретти был разработан план художественной росписи и установка скульптурной группы во внутренних помещениях университета (за нехваткой средств проект не был осуществлен).
Здание имеет 4 этажа, один из которых цокольный. К 8-колонному портику ведут широкие семимаршовые лестницы, по бокам которых сделаны пандусы. В архитектуре здания широко применен металл (чугунные капители колонн, модульоны карниза, фонари, установленные перед портиком на высоких пьедесталах, перила лестниц и т.д.)
Со стороны главного фасада здание Университета имеет три этажа, из которых верхний был занят большой «залом общественных собраний», где проходили университетские годовые акты, защиты диссертаций на получение научных степеней, а иногда читались и публичные лекции.
До 20-х гг. ХХ века в Красном корпусе в полукруглых фасадах находились Католический университетский костел (северная часть здания) и Православная университетская домовая церковь во имя Св. Владимира (южная часть).
На четвёртом этаже Красного корпуса находились студенческие общежития (так называемые «студенческие камеры») (расформированы в 1858 г.), комнаты для обучения во внеурочное время, студенческая библиотека, квартиры и кабинеты преподавателей, университетский карцер для студентов. На втором этаже размещалась университетская столовая.
На первом, втором и третьих этажах размещались также разнообразные вспомогательные помещения: музеи, кабинеты, архив, квартиры для служащих, большая библиотека.
Для сторонних посетителей Университета музеи и библиотеки были доступны только с разрешения соответствующих деканов и ректора. В библиотеке хранились книги из коллекций Кременецкого (Волынского) лицея (34370 томов), Виленского (Вильнюсского) университета, Виленской медико-хирургической академии, Виленской римско-католической духовной академии, Санкт-Петербургской Эрмитажной библиотеки. На 1913 г. в библиотеке было 300 тысяч томов, в том числе очень редких книг XVI - XVII века, которые оценивались на общую сумму несколько миллионов рублей.[3]
За Красным корпусом в 1841 г. был заложен Ботанический сад. Некоторое время на его территории располагался и Зоологический сад, переехавший на новое место в 1913 г.
Наружные стены корпуса в первые годы после строительства не были окрашены в красный цвет, а были белыми. Вопрос о внешней окраске изменил В. Беретти в 1842 году. Он выразил такие соображения по этому поводу:
« «Можно будет окрасить стены желтой краской, а карнизы и пояски - белой, как обыкновенно красятся все строения в городе, или же таким образом под цвет извести,- я же, со своей стороны, полагал бы окрасить все пространство от цоколя до подколонн под цвет гранита брызгами, а остальное не отличая ни поясков, ни карнизов, под цвет извести, так, чтобы все строение казалось бы сделанным из одного камня»...[4] »
Но желание автора проекта не осуществилось, и здание Киевского университета, возможно, по образцу Зимнего дворца в Петербурге были окрашены в коричнево-красный цвет, который стал для него традиционным.
Здание Университета оказало большое влияние на формирование и дальнейшее развитие Киева в 18301840-х гг. Это выразилось в четком планировании центральной части города и введении в её застройки сооружений большого масштаба, в закреплении основ первого в Киеве классического структурного архитектурного ансамбля культурного центра города.
« «До отца и сына Беретти в Киеве совсем отсутствовала любая архитектура (за исключением, возможно, памятников старины, Андреевской церкви и дворца, построенных по проектам Растрелли)» [5] »
 — писал в 1938 г. П. Ф. Алешин.
Насколько большое впечатление производил законченный дом Университета, можно судить по описаниям современников. Он напоминал не только своеобразный храм, но и настоящую крепость. Поэтому современники его иногда и называли «Крепостью Разума». Так, один из них вспоминает: «Среди руин старого города и легких зданий нового строительства, здание университета производило впечатление огромного сооружения»[4]
И действительно, здание в то время стояло в одиночестве на открытом месте, среди полей и оврагов. Вот, как об Университете пишет в своем сочинении «Взгляд на город Киев» студент Киевского университета 30-х гг XIX века Захар Коленко:
« «Но что так сильно бьется сердце мое? Зачем глаза мои устремлены прямо за златые врата — на широкую равнину? Что влечет меня на это место?… Здесь воздвигается святилище наук, воздвигнется университет Св. Владимира. Великий Просветитель! Ты первый посеял здесь семена просвещения! Озари ныне создающийся храм просвещения и благослови нас, которые должны бить как бы краеугольным камнем этого заведения»...[2] »
В 1874 году Ватрослав Ягич, находясь на Археологическом съезде в Киеве, писал, что не мог вдоволь насладиться красотой и величием города, «и прежде всего университета».[6]
Е. В. Спекторский (ректор Киевского университета в 19181919 гг.) пишет о здании Университета как о: «… редкой красоты огромном красном здание под зеленой крышей …»[6]
В 40-50 гг. XIX века здание Университета жители города и студенты называли «Новое строение», позже это название распространилось также и на ближайшие улицы вокруг здания Университета, затем их ещё иногда называли «Латинским кварталом Киева» (район современной ул. Паньковской), по аналогии с традиционным парижским студенческим кварталом на левом берегу Сены у Сорбонны.
Напротив восточного фасада Университета располагалась университетская площадь, которая со временем была преобразована сначала в «Университетский сад», заложенный в 1860-х годах (садовник К. Христиани), а затем в «Николаевский сад», названный так в честь основателя Университета российского императора Николая I, монумент которому был установлен в этом же парке лицом к Красному корпусу в 1896 году.
Во время эвакуации Киевского университета в Саратов (19151916) в корпусе дислоцировалась воинская часть российской армии.

На фасаде Красного корпуса установлены памятные доски и знаки: поэту и художнику Т. Шевченко, имя которого носит Киевский университет, первому ректору Киевского университета проф. М. Максимовичу; историку и государственному деятелю М. Грушевскому (1886-1894 учился в Киевском университете); ученому, мыслителю и общественному деятелю М. Драгоманову (1859-1876 учился и работал в Киевском университете); штабу истребительного батальона, сформированного летом 1941 из преподавателей, студентов Киевского университета; студентам, преподавателям Киевского университета, погибших на фронтах ВОВ 1941-45 гг.
Внутри корпуса находятся памятные доски: в ауд. 446, где находилась геологическая лаборатория, в которой работал в 1902-12 гг. известный геолог профессор М. Андрусов; в ауд. 463, где находилась минералогическая лаборатория, в которой в 1845-1901 гг работал основатель киевской школы геологов и петрографов проф. К. Феофилактов ; в ауд. 264, где 24.08.1898 на заседании Х съезда русских естествоиспытателей и врачей проф. С. Навашин сделал сообщение об открытии двойного опыления у цветковых растений; у входа в зал Ученого совета Университета выдающемуся композитору Н. Лысенко, который учился в Киевском университете в 1860-65 гг
Сейчас здесь находится руководящий состав Киевского университета (ректор, проректоры), юридический (1-2 этаж), исторический, философский , психологический и социологический факультеты (3-4 этажи), расположены Археологический, Этнографический, Зоологический музеи[9] и музей Киевского университета,[8] Культурно-художественный центр Киевского университета, штаб-квартира Союза ректоров вузов Украины, Центр украиноведения, Международная школа украинистики, пресс-центр Киевского университета[10], редакция газеты «Киевский университет», читальные залы философского, социологического (3 этаж), исторического и юридического факультетов (2 этаж), художественная галерея «Университет», Актовый зал, Зал Ученого Совета Университета по установленной в ней скульптурой Св. Владимира (1999 г.).
Цвет стен
  • Красный цвет университетских стен связан с лентами ордена Св. Владимира (красная и чёрная), следовательно, здание Киевского университета Св. Владимира отражет эти цвета (это официальная версия во времена Российской империи и современной Украины).
  • Во времена СССР была другая версия - красный цвет стен Киевского университета связывался с подражанием цвету Зимнего Дворца XIX в. в Ленинграде.
  • Связана со второй и первой, в том смысле, что цвет университетских стен планировался таким, как у Зимнего дворца, однако когда для этого привезли дорогую итальянскую краску в Киев, случайно что-то напутали в её ингредиентах, и краска стала ярко-красного цвета. Решили все же покрасить ею стены Университета, а «оправдали» это лентами ордена Св. Владимира (Это версия И. К. Патриляка, директора музея Истории Киевского университета).
  • Среди студенчества Киевского университета бытует мнение, что цвет университетских стен связан с тем, что студенчество Киевского университета Св. Владимира в дореволюционные времена было одним из наиболее бастующих и революционных, и для того, чтобы пристыдить его, один из российских императоров велел покрасить стены здания университета, в красный цвет, как знак стыда за такое поведение студенчества.
  • В студенческом фольклоре распространена шутка о том, что красный цвет стен Киевского университета - это цвет студенческой крови, потерянной на ниве тяжелого учебного процесса в университете. Каждую осень над Красным корпусом кружатся стаи ворон, слетаются на эту кровь
  • Политическая версия, согласно которой красный цвет стен университета связывают то с советскими государственными символами (красный цвет Октябрьской революции и флага СССР), то даже с национал-социалистическими (красный и чёрный - официальные цвета символики Третьего рейха) и националистическими (красный и чёрный - официальные цвета флага современных украинских националистов). 
2014-01-17