Ко дню Киева в скверике рядом с Национальным театром имени Франко поставили бронзовый монумент основателю театра, артисту Гнату Юре. Актер изображен в образе своего любимого героя – солдата Швейка. Скульптуру создали Алексей и Владимир Чепелик по заказу российского мецената украинского происхождения Юрия Коптева.
Памятник выполнен из бронзы. Скульпторы - А.В.Чепелик, В.А.Чепелик , архитектор - Б.Писаренко.
Ко дню Киева в скверике рядом с Национальным театром
имени Франко поставили бронзовый монумент основателю театра, артисту
Гнату Юре. Актер изображен в образе своего любимого героя – солдата
Швейка. Скульптуру создали Алексей и Владимир Чепелик по заказу
российского мецената украинского происхождения Юрия Коптева.
На церемонию
открытия памятника собрались «франковцы» во главе с художественным
руководителем Богданом Ступкой. Торжественное мероприятие открыл глава
столичной администрации Александр Попов. Когда с бронзового постамента
сняли покров, артисты встретили аплодисментами легендарного Гната Юру.
Богдан
Ступка обратился к монументу, словно к живому коллеге: «Вы были
непревзойденным, гениальным актером и гениальным художественным
руководителем. Это же надо было так уметь — 44 года мастерски обманывать
советскую власть, чтобы вести театр к европейской культуре. Это особый
талант! И мы продолжаем ваши традиции. Вы нам так завещали, мы учимся у
вас и создаем на вашей сцене современный европейский театр, где должен
быть представлен весь мировой репертуар. Как писал Тарас Шевченко:
«Чужому научайтесь, і свого не цурайтесь». Также мы хотим поблагодарить
городскую власть за то, что в нашем театральном сквере, наконец-то,
заработает городской фонтан, который замер на долгих 25 лет».
На
торжество пришел сын Гната Юры — Юрий Гнатович, внешне очень похожий на
своего отца. Он высоко оценил мастерство скульпторов: отец выглядит,
как в жизни. «Скульпторы изобразили его в одной из самых любимых его
ролей, солдата Швейка. И теперь он будет вечно стоять на страже театра,
им основанном. Отцу было очень нелегко создавать спектакли во времена
тоталитаризма, я это видел, — поделился с публикой Юра-младший. —
Сколько нервов ему это стоило! И это отразилось на его жизни, здоровье.
Но ему во всем помогала и моя мама, Ольга Рубчакивна, одна из
основателей театра. Я счастлив, что сегодня общество по достоинству
оценило творчество Юры, его преданность народности и правдивости в
искусстве».
Старейшая актриса театра
Галина Яблонская рассказала, как труппа под руководством Юры впервые
поехала на гастроли во Львов. «Мы работали в оперном театре, открывали
гастроли спектаклем «Калиновый гай». К нам в театр тогда приходили из
органов, предупреждали: вы едите в край, где еще недавно были бои с
бандеровцами, и должны очень достойно представить там Центральную
советскую Украину. Напряжение было громадным! Гнат Петрович ходил на все
наши выступления, строго следил за процессом. И перед спектаклем, когда
в зале находилось множество зрителей, он решил дать нам последние
указания. Артисты в это время бегали по сцене еще не полностью одетые и
загримированные. А Гнат Юра стоял спиной к занавесу. И вдруг занавес за
его спиной стал медленно раздвигаться. А мы — кто в бигудях, кто в
тапочках — все это «обнародовали» перед зрителями. Зал взорвался
аплодисментами, а Юра, повернувшись к публике, движениями, как в танце
маленьких лебедей, тихонько вышел за кулисы. Зал зааплодировал еще
больше. Но потом Гнату Петровичу из-за перенесенного волнения вызвали
скорую помощь. Потом в рецензиях писали: Театр Франко очень интересно
начал гастроли — раскрыл зрителям все рабочие моменты, чем заслужил
всеобщее уважение».
Народный артист Украины Алексей Богданович — «Известиям в Украине»
Ведущий
артист Театра имени Франко Алексей Богданович рассказал «Известиям в
Украине», что до сих пор в театре частенько вспоминают Гната Юру и
рассказывают о нем легенды:
«Гнат
Петрович очень интересно репетировал с актерами. Он мало говорил,
произносил только раскатистое «о-о-о-о-о» с такой интонацией, что
артистам все было ясно и без слов. С ним не нужно было разговаривать:
они по мимике понимали, что Гнат Петрович имел в виду.
Он
очень любил артистов, хотя часто бил их по лицу. Иногда, когда актеры
позволяли себе выпить, забегал в гримерку, шлепал по щекам — и сразу
убегал. Но на него никто никогда не обижался, потому что он делал все от
любви и волнения за артистов.
Мы
давно должны были поставить этот памятник, потому что Гнат Юра — отец
нашего театра. Он его основал в 1920 году как частный театр в Виннице.
Коллектив уже тогда носил имя Ивана Франко и три года колесил с
гастролями по Украине, пока на него не обратила внимание советская
власть. В 1923 году, когда театр получил приглашение работать в
Харькове, ему дали статус государственного. Три года в Харькове он
считался первым театром страны. Но потом власть решила, что доминирующим
в городе станет Театр имени Леся Курбаса, и Гнату Петровичу предложили в
1926 году переехать в Киев. С тех пор наш театр живет и творит в
столице Украины. 35 лет — до 1965 года Гнат Петрович бессменно руководил
здесь нашим коллективом. Думаю, скульпторы не случайно изобразили его в
образе Швейка. Эта пьеса была поставлена в 1928 году, шла с громадным
успехом до 1935 года. За это время ее сыграли 400 раз. На то время
«Швейк» был одиозным спектаклем, и даже удивительно, что Гнату Петровичу
разрешили играть эту роль. Он ее обожал, показывал в ней все свое
актерское дарование. Но в целом у него не очень много актерских работ.
Юра больше проявился как режиссер. И его художественный стиль стал
базовым для творческого развития нашего театра сегодня».