Предыстория
До установления памятника, территория была занята виноградниками Михайловского златоверхого монастыря. Однако многочисленные разливы Днепра вызвали сильные оседания почв под виноградниками и спровоцировали серию оползней грунта на Владимирский спуск. Это вызвало негодование местных властей, так как в одевание Владимирского спуска в камень было вложено много денег. И чтобы такого не повторилось, склон было решено укрепить путём основания там парка. Парк был назван «Владимирской горкой», так как по преданию именно здесь когда-то князь Владимир Святославич крестил киевлян.С целью недопущения оползней, которые угрожали Александровскому спуску, в 1840 году были проведены работы по укреплению и благоустройству будущей Владимирской горки (получившей такое название позже — уже после открытия памятника, и в его честь — а ранее больше известной как Михайловская, или Александровская). Ввиду особой значимости местности, которая традиционно связывается c Крещением Руси в 988 году, предусматривалось увековечивание этого действия путём построения часовни или альтанки на только что обустроенной нижней террасе.
Проектирование и строительство
Но уже в 1843 году ректор Императорской Академии художеств, русский скульптор Василий Демут-Малиновский подал на высочайшее рассмотрение первый «Проект на сооружение в городе Киеве на высшей крутости угла Александровской горы, над самым тем местом, где совершилось крещение русского народа — памятника Св. Равноапостольному Князю Владимиру».Император Николай Первый одобрил эту инициативу. Между тем, перспектива строительства памятника не была одобрена киевским митрополитом Филаретом (ставить фигуру идола наибольшему борцу с идолопоклонством считалось церковью кощунственным. Был найден компромисс — в форме утверждения в июле 1853 года пролоббированного митрополитом проекта строительства Владимирского собора. 28 сентября (10 октября нов ст.) 1853 года памятник был торжественно открыт.
Над созданием памятника работали такие скульпторы и архитекторы, как Пётр Клодт (статуя Владимира), Александр Тон (пьедестал) и Василий Демут-Малиновский (барельефы).
XIX—XX вв.
В конце XIX века Владимирская горка была превращена в парк в его современном виде. Сергей Ромишовский, руководитель Киевской городской садовой комиссии, писал, что это место, облюбованное киевлянами, обустроено по типу швейцарских гор с многочисленными шоссейными дорожками, кирпичными резервуарами и спусками, объединяющими между собой площадки и террасы.Уже тогда городские власти стремились несколько «оживить» достаточно хмурый памятник. В частности, некоторое время поверхность постамента красили белой краской. Пытались оборудовать подсвечивание газовыми горелками.
В 1895 году на средства мецената и киевского предпринимателя Семёна Могилевцева было организовано электрическое подсвечивание креста. Писатель Михаил Булгаков в романе «Белая гвардия» писал:
Но лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке, и был он виден далеко, и часто летом, в черной мгле, в путаных заводях и изгибах старика-реки, из ивняка, лодки видели его и находили по его свету водяной путь в Город, к его пристаням. Зимой крест сиял в черной гуще небес и холодно и спокойно царил над темными пологими далями московского берега, от которого были перекинуты два громадных моста. Один цепной, тяжкий, Николаевский, ведущий в слободку на том берегу, другой — высоченный, стреловидный, по которому прибегали поезда оттуда, где очень, очень далеко сидела, раскинув свою пеструю шапку, таинственная Москва.В советские времена подсветка креста была убрана, но восстановлена после распада СССР и существует в настоящее время.
Советские времена
В советские времена памятник стал одним из немногих монументов Киева, сооруженных до 1917 года, которому удалось уцелеть. Хотя, с памятника осуществлялись попытки снятия всех украшений религиозного содержания. Вероятно, не без успеха, так как в 1953—1954 гг. (к 100-летнему юбилею) памятнику потребовалась реставрация. После реставрации памятник существенно не изменялся. Он стал своеобразной визитной карточкой Киева, а в 1988 году даже попал на советскую юбилейную монету по случаю 1000-летия Крещения Руси.На независимой Украине
На независимой Украине памятник изображался на бумажных купюрах достоинством 10 000, 20 000, 50 000, 100 000, 500 000 первой её денежной единицы — украинском купоно-карбованце. В марте 2009 года в Киеве начали распространяться слухи об угрожающем состоянии памятника — возможности его обрушения вследствие оползней. СМИ то указывали причинами чрезвычайной ситуации вырубку деревьев современными застройщиками, то указывали на аналогичные проблемы ещё в XIX веке.Скульптура и архитектура
Бронзовая 4,4-метровая статуя Крестителя Руси Владимира, изображённого в плаще с большим крестом в правой руке и великокняжеской шапкой в левой руке возвышается на 16-метровом постаменте, имеющем абрис восьмигранной часовни в псевдовизантийском стиле на квадратном стилобате. Кирпичный постамент и стилобат облицованы чугунными плитами. Общая высота памятника — 20,4 м.Скульптурное оформление пгорельеф «Крещение Руси», барельефы с гербом Киева и звездой ордена Святого Владимира) выполнил Василий Демут-Малиновский в 1843 году. После его смерти в 1846 году работу продолжил русский скульптор барон фон Клодт. Он создал статую Владимира. Существует распространённая версия, что архитектором постамента памятника якобы был ведущий зодчий того времени Константин Тон — автор проектов Большого Кремлёвского дворца и храма Христа Спасителя в Москве. Но, на самом деле, на чертежах киевского монумента стоит чёткая подпись его старшего брата, профессора Академии художеств Александра Тона.
Скульптурные детали постамента отлиты на Дугнинском заводе вблизи Калуги, статуя — в Санкт-Петербурге, лично Петром Клодтом в его мастерской. Из Санкт-Петербурга в Москву статуя перевезена на поезде. В сторону Киева в то время железной дороги ещё не было, поэтому дальше статуя транспортировалась конной тягой.
Пам`ятник князю Володимиру
1853 р.
Володимирська гірка
Охоронний №260011-Н
Постанова Кабінету Міністрів України від 03.09.2009 № 928
Монументальне мистецтво