Перша виставка з нагоди ХІ Всеросійського археологічного з’їзду відкрилася у недобудованому приміщенні Київського міського музею старожитностей і мистецтв у серпні 1899 року. Офіційне відкриття та освячення закладу, який здобув назву Київський художньо-промисловий та науковий музей імені государя імператора Миколи Олександровича, відбулося 30 грудня 1904 року.
Остання назва цієї інституції — Національний художній музей України — з’явилася 1994 року за часів незалежності української держави, що засвідчило найвищий статус музею як провідної колекції вітчизняного мистецтва, яка і нині залишається духовною скарбницею нашої країни, її гордістю та багатством.
*****
100 лет тому назад, когда начал свою историю Национальный художественный музей Украины (тогда он имел название "Городской музей антиквариата и искусств"), понятие "украинское изобразительное профессиональное искусство" фактически не существовало, Украина была известна прекрасным народно-декоративным, этнографическим искусством.
Творцы музейной коллекции - его первый директор, историк Николай Биляшивский и его соратники - искусствоведы Даниил Щербакивский, Федор Ернст избрали себе целью опровергнуть это предубеждение.
Они определили "состав" ведущих представителей украинской изобразительной культуры. По мнению этих научных деятелей, к их числу принадлежали те, кто родился и работал в Украине, и те национально-сознательные художники, которые волею судеб оказались вне родины. Украинское искусство, считали они, обогащали и те чужестранцы, которые творили на нашей земле. Именно эти принципы были взяты ими за основу их собирательной деятельности.
Поэтому в музей поступали произведения Т.Шевченко и И.Репина, В.Боровиковского и В.Тропинина, Н.Пимоненко и М.Врубеля, Н.Ге и Г.Нарбута, А.Мурашко и В.Кричевского...
Сборщики достигали и глубины веков: иконописи средних веков, монументальных портретов казачьих времен военных старшин, церковных иерархов-просветителей, остроумно-иронических картинок "Казак Мамай".
География поступлений была довольно широкой - от Галиции до Черниговщины. Поиск велся в Москве и С.-Петербурге. Завязывалась переписка с художниками диаспоры из Европы и Америки.
И хотя такая деятельность была приостановлена во времена сталинских репрессий, а тогдашняя коллекция музея была отчасти рассредоточена или загнана в "спецхран", традиция основателей до сих пор жива и плодотворна. И сейчас музей пополняется по завещанной ими шкале ценностей: в музейном собрании появилась уникальная икона-рельеф "Св. Георгий в житии" XII в., произведение основателя мирового абстракционизма, выходца из Украины К.Малевича, шедевр украинского рококо XVIII в., икона "Великомученицы", графика всемирно известного украинца из США Я.Гниздовского.
Теперь в музее хранится несколько десятков тысяч экспонатов.
1990-е годы - первое десятилетие независимости Украины - время активного выхода музея на мировой уровень.
Впервые в истории музея его коллекция демонстрировалась в знаменитых музеях Канады, Франции, Дании, Хорватии. Она открывала миру высокоразвитую культуру страны с тысячелетней историей. Вследствие этих показов ряд ранее неизвестных художников попали в разряд мировой элиты.
К примеру, А.Петрицкого считают одним из крупнейших сценографов XX в., В.Ермилова трактуют сейчас как наиболее лаконичного конструктивиста 20-х годов, а 0.Богомазов причислен к первой тройке художников-футуристов Европы.
На тех выставках открылся также и украинский аспект уже признанных миром художников, которых ранее считали русскими - О.Экстер, А.Архипенко, Д.Бурлюка.
Убеждение основателей музея о соразмерности украинского искусства с культурой мировой в наше время становится достоянием тысяч и тысяч людей во многих странаx.
Будинок-музей старожитностей та мистецтв (кол. Художньо-промисловий та науковий музей)
1897-1900 рр.
Грушевського Михайла вул. 6
№903
Постанова Ради Міністрів УРСР від 06.09.1979
№ 442 пам'ятка архітектури та містобудування