№100 (165), 24 декабря 2014 г.

10 ноября 2013 г.

Памятник воинам-афганцам (ул. Лаврская, напротив Музея погранвойск)

Памятник воинам-афганцам в Киеве торжественно открыли в день десятилетия вывода советских войск из Афганистана в 1999 году, хотя саму скульптуру установили намного раньше.


Для создания композиции послужил реальный фотоснимок, сделанный в начале Афганской войны. Памятник предназначался не для Киева. Рассказывает заслуженный архитектор Украины Николай Кислый, создавший памятник совместно с заслуженным художником Николаем Олейником: «В Евпатории я делал памятник пяти погибшим парням города, и в местном союзе ветеранов Афганистана мне дали этот снимок для изображения амуниции военных. Даже не знаю, кто изображен на фотографии. К слову, в Евпатории установлено разорванное материнское сердце, посреди которого идут бойцы».

На черно-белом фото — трое ребят с «калашами» и сигнальными ракетами на фоне вертолета. Присевший на одно колено парень посредине — в шапке, а на скульптуре — сидит на земле в панамке, склонив голову на колени (скорбит о потерянном друге). Солнцезащитные очки у солдата слева авторы памятника убрали, а сапоги воинов заменили на ботинки. Да и лица на бронзовых изваяниях не те, что на снимке.

«Характеры изображенных на памятнике и фотографии — очень похожи, но, наверное, было бы кощунственно на монументальном произведении оставить конкретные лица» — считает Николай Иванович. «…А работать было интересно. Поскольку все делалось быстро, никто не успел помешать — обычно появляется куча советчиков. Воевавшие в Афганистане консультанты обращали внимание на экипировку, аксессуары, оружие. Вообще афганцы — интересные люди, но былое вспоминать не любят. Однажды один рассказал мне несколько историй. Большинство из них я сразу же забыл. А ведь по Фрейду забывается самое ужасное».

Памятник сделан по инициативе Игоря Борщенко, воина-афганца из Могилева-Подольского, пожелавшего увековечить погибших в Афганистане земляков. Когда композиция, в основу которой лег евпаторийский снимок, была готова, встал вопрос о транспортировке. А поскольку власти Могилева-Подольского особой инициативы не проявили, ее решили установить возле Лавры, напротив Церкви Воскресения Христова — храма-памятника жертвам афганской войны (при СССР там был склад).


Некоторое время скульптура стояла без фундамента. Кстати, побратимы погибших афганцев и раньше обращались к Николаю Кислому, который был главным художником Киева, по поводу создания памятника. Но тогда они не нашли поддержки у властей.

Многие считают, что афганцы на памятнике изображены в человеческий рост. На самом деле, они на четверть крупнее натуры, но воздух «съедает» 25—30% бронзовой фигуры.

К десятилетию вывода советских войск встал вопрос о создании мемориального комплекса с фамилиями погибших афганцев из Украины.

«Чтобы успеть к дате, мы разработали проект» — вспоминает Николай Иванович. «Проблема заключалась в том, что монумент должен был «прозвучать» на всю Украину, а делался он для другого города. Композицию с маленькой скульптурой предстояло развить, увязать с размерами всего размещенного на площади. Мы предложили поднять памятник на пьедестал, выложить серым и красным гранитом символизирующий вторжение клин, добавить черные тюльпаны, установить по кругу плиты со списками погибших, подсветку».

19 декабря разработки показали мэру города, который с ними согласился. Можно было сделать и лучше, но всякий художник находится между тисков — времени и денег.

После открытия решили написать на пьедестале стихи Сергея Говорухина:
«Каких друзей война мне подарила.
Да тех, кого потом назад взяла.
Меня убить хотела и убила.
Но что с того, что жизнь не отняла».

На плитах, окружающих монумент, — 3280 фамилий погибших. Эти же фамилии с датами жизни и смерти плюс столько же фотографий открывают экспозицию «Трагедия и доблесть Афгана» единственного в СНГ государственного музея воинов-интернационалистов в составе Национального музея истории ВОВ. Снимки наклеены на воткнутые в круглые мины поломанные лопасти вертолета, символизирующие мельницу войны. Рядом с фото погибших побратимов воины-афганцы оставляют автографы. На ящиках от снарядов, установленных на колеса бронетранспортеров, — письма, награды и личные вещи солдат. В зале звучит песня Александр Розенбаума «Черный тюльпан».